Пригородное расслоение

23/08/2012

На рынке загородной недвижимости июль традиционно самый провальный месяц. Тем не менее в наиболее удачных проектах с адекватной ценовой политикой дома продолжали продаваться. Кроме того, на рынке в июле продолжали реализоваться сделки, начатые весной.

В эконом классе жарко.

Лето традиционно не самое удачное время для продавцов загородной недвижимости, так как для большинства покупателей загородный дом — это все-таки роскошь, покупку которой можно отложить до лучших времен, например, до конца отпуска. Однако даже в самые неудачные месяцы агенты по продаже коттеджей не сидят без работы, так как продолжают закрывать те сделки, которые были начаты еще весной и по которым продолжались переговоры с клиентами. «Сделки с загородной недвижимостью обычно растягиваются на месяцы, особенно в элитном сегменте, где от первого обращения клиента до заключения договора проходит в среднем до полугода. Поэтому говорить о резких изменениях рыночной ситуации каждый месяц нельзя. Скорее рынок меняется от сезона к сезону», — рассуждает Луиза Улановская, руководитель департамента маркетинга и продаж компании «Газпром-банкИнвест».

Тем не менее лето все-таки традиционно период спада активности на рынке. «В июле, особенно во второй половине месяца, спрос снижается и 2012 год не стал исключением. В элитном сегменте, а также в сегменте бизнес-класса покупательский интерес, количество обращений снизились: число сделок в среднем по рынку сократилось на 15- 20%. В экономсегменте картина была другой: в течение всего месяца спрос сохранялся на уровне майского и снизился лишь к началу августа. Отчасти причина такой динамики в том, что летние покупки дач к концу июля традиционно сходят на нет», — объясняет гендиректор компании «Вектор Инвестментс» Дмитрий Бадаев.

Спрос действительно снизился в сегменте дач и в секторе дорогой недвижимости, подтверждает коммерческий директор DNA Realty Евгений Данилов, однако в сегменте домов экономкласса на разумном удалении от Москвы и таунхаусов интерес со стороны клиентов сохраняется. «В сегменте, в котором работает наша компания, число сделок в июле превысило план в два раза», — утверждает Армен Маркосян, директор по развитию земельных активов ЗАО «Промсвязьнедвижимость».

По его словам, это связано с тем, что в мае-июне в стране была напряженная политическая ситуация и людям было не до покупок. «А вот в июле, который является отпускным месяцем, низким по продажам, рынок наверстал свое: продажи были очень высокими. Количество звонков по нашим проектам в сравнении с прошлогодними показателями увеличилось на 60%, а количество продаж превысило план вдвое. Получилось, что майские продажи перешли на июль», — резюмирует господин Маркосян. «Несмотря на период отпусков, падения спроса отмечено не было. Количество запросов, поступивших в нашу компанию за июль 2012 года, превысило количество запросов за предыдущий месяц на 27% (+10% к уровню прошлого года)», — утверждает руководитель аналитического отдела Blackwood Ольга Широкова. «Покупали загородную недвижимость в основном люди, которые давно запланировали приобрести загородный дом. На их активность в июле повлияли, с одной стороны, сезонный фактор и хорошая погода, а с другой — валютные колебания курсов», — говорит Луиза Улановская.

Пора скидок.

Как отмечает руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимости» Дмитрий Таганов, по итогам июля общий объем сделок в сегменте загородного жилья увеличился на четверть относительно предыдущего месяца. Такой прирост обусловлен повышенным интересом покупателей к квартирам в малоэтажных жилых комплексах и таунхаусам, что связано с их близостью к Москве и относительно невысокими ценами. По его данным, средняя стоимость предложения объекта на рынке загородной недвижимости на начало августа составила 6,2 млн рублей, а бюджет сделки оценивался в 4,7 млн рублей с учетом участков без подряда. «Динамика цен в июле характеризуется сохранением разнонаправленного тренда: качественные объекты, которые не были переоценены и предлагались по рыночной цене, дорожают, в то время как неликвидное предложение дешевеет. Темпы — как роста, так и снижения — в любом случае незначительны, так что о существенных изменениях цен в границах одного месяца говорить не приходится», — уточняет Дмитрий Бадаев.

В этот период у застройщиков нет привычки повышать цены. Июль-август являются «акционными» месяцами. «Застройщики в это время дают существенные скидки, дарят подарки покупателям и прочее», — соглашается Армен Маркосян. По словам Евгения Данилова, именно акции и скидки позволяют застройщикам привлечь клиентов в период летнего спада на рынке. Однако уже в сентябре период скидок закончится и вследствие роста спроса пойдут вверх цены на загородную недвижимость. Впрочем, все эксперты уверены, что серьезных ценовых скачков до конца года ждать не стоит, а дорожать будут лишь самые ликвидные и интересные активы. По итогам года цены вырастут максимум на уровень инфляции, а в наименее удачных проектах и вовсе могут снизиться.

Этим летом наибольшим спросом за городом пользовались таунхаусы.

ЛАХОУЗОВА ИРИНА

Заместитель директора департамента по связям с общественностью Группы ПСН

+7 (495) 363 2023

lakhouzova@psngroup.ru